ШГ №24 Школа-гимназия №24 им. Аалы Токомбаева

Информационно-библиотечная служба

Электронная библиотека для начальной школы

Информационно-библиотечная служба

Заведующая библиотекой ШГ № 24 Фурсова В. А.

Работа школьной библиотеки

Информационно-библиотечная служба Информационно-библиотечная служба

Информационно-библиотечная служба

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет. Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением. Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет. К   поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа. Важную роль по привитию интереса и любви к чтению младших школьников мы отводим работе школьной библиотеки и учителя начальных классов. В последние годы очень много детей поступивших в школу плохо не просто говорят, но зачастую и не понимают русский язык. Как правило ребята попадают разряд отстающих. Эту проблему также можно решать с помощью чтения. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность.

Библиотека школы-гимназии № 24 выполняет следующие задачи:

  • воспитание у учащихся  информационной  культуры,  любви  к книге, культуры     чтения,     умения     пользоваться     библиотечным     фондом (учебниками, художественной, справочной  литературой);
  • привитие  школьникам     потребности     в     систематическом     чтении литературы   для   развития   творческого   мышления,    познавательных интересов и способностей, успешного усвоения школьных программ;
  • обеспечение методической   литературы    педагогических   работников школы;
  • обеспечение и комплектование библиотечного     фонда     новыми учебниками,    программами    и    периодическими    и    методическими изданиями;
  • всемирное содействие    повышению    методического    педагогического мастерства учителей, и других работников школы путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней;
  • работать с   учащимися,   учителями,   администрацией   и   родителями, способствуя реализации задач школы.

Для осуществления этих задач библиотека работает в сотрудничестве со всеми членами школьного коллектива и поддерживает связь с городской детской библиотекой. Справочный фонд библиотеки на 65% удовлетворяет запросам читателей.  В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном. Индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа.

Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку для ее восприятия.

Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня развития.

Ресурсы школьной библиотеки доступны всем: учащимся 1-11 классов и персоналу школы. Обслуживание учащихся необходимой информацией ведется в двух отделах: абонемент и читательский зал, который рассчитан на 20 посадочных мест.

Охват учащихся в 2017-2018 учебном году превысил 1500 учащихся.

С начала учебного года выдаются учебники по 1 экземпляру каждому ученику, приобретенные учебники родительским комитетом выдаются бесплатно.

Работает читательский зал, читателями которого являются учащиеся, работники школы, родители. Ежедневно ведется запись новых читателей.

Под учебный фонд выделено отдельное помещение, которое оборудовано стеллажами, шкафами и инвентарем согласно  «Положения о библиотеке общеобразовательных учреждений».

 

Обеспеченность учащихся учебниками 70,1 % в соответствии с ГОС и учебными программами.

контингенты обеспеченность по возрастным категориям
1250 1-4 классы 7974 7564 72,83% 94,9%
1165 5-9 классы 12087 11400 73,18% 94,3%
310 10-11 классы 3141 3018 64,28% 96,1%
2725 Всего 23202 21982 70,10% 94,7%

 

В воспитательной и внеклассной работе активное участие принимает библиотека. Проводятся читательские конференции, оформляются книжные выставки новых поступлений, методической литературы, обзоры книг и беседы с учащимися. В течение учебного года была организована 12 выставок, в том числе 8 книжных, по различным тематикам.  В школе все праздничные и знаменательные даты, отмечаются массовыми мероприятиями (вечерами, утренниками и т.д.), которые готовят классные руководители, завуч по воспитательной работе. Для их проведения была оказана помощь в подборе материала

В библиотеке проводился подбор материала и выставок:

к Дню Конституции, Дню Независимости, «Салам Нооруз», День гос. языка, День Защитника Отечества к « Дню Победы», «Дню революции», фото выставка «Бишкеку 140 лет», «Книга источник знаний», к юбилею Ч. Айтматова фотовыставка «Творчество это жизнь», и книжная выставка произведений великого писателя.

«День независимости республики», «Сказки народов мира»,  «Оглянись СПИД»,  «Береги здоровье с молоду»,«Новые поступления». А так же выставки проводились согласно месячникам кафедр, по заданной ими тематике. Кроме выставок проводились тематические беседы и лекции.

Библиотека оказывает помощь классным руководителям в подборе литературы для проведения классных мероприятий.

Методическую литературу дополняет 4 наименования периодической печати местных изданий. Подписка ведется 2 раза в год на «Кутбилим» «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», «Кыргыз тили».

 

Мониторинг статистических данных школьной библиотеки

за 2017– 2018 учебный год

 

Год обучения Учебники Худ. литература
поступило состоит Обеспеченность по фонду в % Использование в % поступило состоит
1 2 4 5 6 7 9
За 2017 -2018 1855 37756 70,1 92 115 12145

 

В фонде  имеется:

37756 экз. учебников и учебных пособий на сумму  2620256,45 сомов;

12145 экз. художественных книг и методической литературы на сумму 222381,41 сом;

Материалы для подготовительной группы на сумму 11984,96 сома

В связи с тем что  школа переполнена, и не хватает кабинетов, в библиотеке проходили занятия  различных кружков и уроки.

число читателей за прошедший учебный год  составило:

читателей 1650

посещений 5927

книговыдача 7129

учебников 16895

проведены 3 обзора литературы

оформлено 8 книжных выставок

библиотечных уроков 4

проведена неделя детской книги

Обсуждён план работы библиотеки на 2017- 2018 учебный год .

Библиотечные уроки с первоклассниками : «История книги», « История библиотек», « Берегите книгу — источник знаний».

Для 5 классов «Книги наши помощники» Проводилась работа по сохранности фонда: Была проведена работа  о сохранности книжного фонда .Была проведена акция «Учебнику вторую жизнь

Беседы   9 шт. (совместно с классными руководителями во 1-9 кл.) в течение года.

Ремонт книг — в течение года по мере необходимости учащимися совместно с библиотечными секторами класса. И в конце учебного года перед сдачей учебников. Проводились беседы с родителями учащихся по поводу бережного

отношения к книгам.  На общешкольном родительском собрании было  доложено о причине нехватки учебников и их ветхом состоянии.. Во время сдачи учебников учащиеся ,в этом году 7 ж класса занимаются проверкой и если есть необходимость реставрацией учебников.

Библиотечный фонд пополнился  из библиотечного фонда при Мэрии г.Бишкек. . За отчетный период из городского библиотечного фонда получено 1855 экземпляров книг на сумму 149787,60сом.

Различных методических изданий 78 шт на сумму 9150,52сом.

Художественной литературы 37 штук на сумму 30857,83 сома.

Плакаты и рабочие тетради к учебнику английского языка в количестве 608 штук на сумму 50740,41 сом.

Заявки на учебную литературу подаются в Управление образования Мэрии г.Бишкек.

В том числе 960 штук учебников были куплены родительским фондом.

 

План работы библиотеки ШГ № 24 на  2018 -2019 учебный год

Утверждаю

И.о директора  ШГ№ 24

_______________ Абдураимова А Х.

 

Одно из орудий для получения знаний,но орудие очень существенное,это умение пользоваться книгой. И тут надознать,как надо читать, как выбирать материал, как с ним справиться, как овладеть им .

Н.К.Крупская

 Несколько слов о золотом ключике,отмыкающем твои способности.

Спроси себя:

-Считаю ли я своё учение трудом творческим ?

— Есть ли среди моих знакомых – ровесников и взрослых – люди, чьему умению работать и размышлять я по хорошему завидую? Пытался ли я разузнать «секреты» их успехов в работе?

_ Есть ли области знания, к каторым я испытывал или испытываю особый интерес ? почему к тем или иным вопросам мой интерес быстро ослабивает?

_ Что мне мешает работать в полную силу?

 

Время, удваивает или даже утраивает каждые 5 лет информацию,но оно работает не только против тебя но и на тебя.

Но как , как отыскивать информацию и книги, необходимые для ответов на интерисующие тебя вопросы? Современный читатель находится  перед Гималаями книг в положении золотоискателя,которомунадо отыскать крупинки золота…

   Книга и читатель: какова вероятность встречи? Можно с нетерпением  ждать книгу задолго до того как она появиться. И наоборот , можно годами не замечать хорошую книгу. Или открыть её для себя  с большим опозданием…

В последние годы нередко приходится слышать, что в наше время уменьшилось значение детской книги и «чем читать «Мойдодыра», лучше включить диск с записью этого произведения, и пускай ребёнок смотрит».    Конечно, это возможный выход из положения для занятых родителей, но заменить ребёнку чтение матери или отца он не может. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение поможет укрепить любовь, внесёт в жизнь ребёнка дивные впечатления и ни с чем не сравнимую радость. Чтение может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.

Моделируя реальность, искусство всегда несло в себе способность аккумулировать опыт жизни человечества. Сегодня эта способность особенно драгоценна.

Жизнь усложнилась и ускорилась настолько, что без «запосного» опыта ,который содержит искусство, в ней разобраться черезвычайно трудно.

Детские книги с малых лет внушают ребёнку добрые чувства, побуждают к хорошим поступкам. Благодаря чтению повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребёнка. .

Детская литература – великая сила, но беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы, и чтением надо руководить.

А что значит руководить чтением? Это, прежде всего, сформировать у ребёнка интерес к книгам, а затем следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, т. е. воспитывать культуру чтения. Семья располагает для этого большими потонциалом.

Школьная библиотека тоже оказывает влияние на желание ребёнка читать, но всёже главную роль играет семья.

Научить человека читать очень трудно. Ещё и потому трудно, что сделать это никто не может. Кроме самого человека….

Писатель всегда думает о Читателе и как бы говорит с ним, но не видит его и не . слышит. Об этом строчки А.А.Ахматовой:

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад.

Для того чтобы библиотека могла вносить свой весомый вклад в развитии личности ребенка и роль библиотеки в воспитании школьников возрастала, на 2018-2019  учебный год планируется следующие мероприятия.

Основными целями которых являются:

Формирование фондов;

Обслуживание пользователей;

Повышение квалификации;

Пополнение материально-технической базы.

 

Основными задачами библиотеки являются:

  1. .Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно — библиографического обслуживания учащихся, педагогов.
  2. Формирование высоко — нравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности способной в дальнейшем участвовать в развитии общества, обладающей прочными знаниями по профильным дисциплинам.
  3. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
  4. Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников.
  5. Воспитание культурного и гражданского самосознания.
  6. Организация комплектования фонда и подписки на периодические издания.
  7. Формирование комфортной библиотечной среды.
  8. В процессе реализации своих функций содействовать всестороннему
    развитию детей и формированию их духовного мира.
  9. Воспитывать у школьников любовь к чтению, книге, содействовать
    воспитанию и образованию учащихся.
  10. Способствовать воспитанию у учащихся культуры  повышения информации
  11. Способствовать воспитанию у учащихся культуры чтения , умения пользоваться библиотекой
  12. Содействовать учебному процессу путём  развития желания к самообразованию, начиная с 1-го класса в  свете поставленной задачи по Концепции развития образования КР до 2020 года
  13. Всемерно содействовать повышению методического, педагогического мастерства по научной проблеме школы : «Совершенствование образовательного пространства  через универсализацию и индивидуализацию учебновоспитательного процесса»
  14. Обеспечивать оперативное и качественное обслуживание читателей.
  15. В работе с читателями использовать различные формы работы для их
    привлечения к чтению (экскурсии, беседы). Пропагандировать литературу
    по различным отраслям знаний: художественную, детскую, литературу о
    Кыргызстане, отражающую нравственное воспитание детей и подростков.
    С этой целью использовать индивидуальные и массовые формы работы,
    куда войдут обслуживание, воспитание культуры чтения, руководство к
    самостоятельным чтениям, работа с учителями, работа читального зала.
  16. Широко пропагандировать произведения Кыргызских писателей, в том числе Чынгыза Айтматова и «Эпоса Манас»
  17. Работать по формированию фонда (изучение его состава, списывание,
    работа с учебниками, сан. дни, ремонт книг). В сотрудничестве с учителями труда вести мастер классы
  18. Продолжить формирование фонда новыми изданиями о родном крае, его истории, его культуры, природных и этнографических особенностях. Произведениями Кыргызских писателей.
  19. Содействовать воспитанию толерантного восприятия окружающего мира, бережного патриотического отношения к Родине, и природе.
  20. В библиотечной работеинтерактивные формы работы, использовать справочно-библиографический
    аппарат, проводить информационную работу, пропагандировать
    библиотечно-библиографические знания среди школьников.
  21. Оказывать практическую помощь пед. коллективу по вопросам руководства
    детским чтением.
  22. Взаимодействовать с другими библиотеками города (Ч.Айтматова,
    Баялинова).

Основные контрольные показатели:

Читатели                            1850

Книговыдачи                     6000

Посещаемость                   5600

Распределение контрольных показателей по четвертям:

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Читатели 600 650 550 50
Книговыдача 1000 2000 2000 1000
 

 

 

1220 1620 1620 1220

 

 

Привлечение читателей в библиотеку и пропагандирование книг

 

Мероприятия
Сроки
ответственные
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ:
1 Прием и выдача  учебников по графику. Подведение итогов движения фонда

Мониторинг обеспеченности учащихся

май, июнь, август, сентябрь.
Библиотекарь.

Классные руководитель

2 составление отчетных документов, мониторинг % обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой сентябрь.
Библиотекарь.
3 Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

Оформление выставки  «Знакомьтесь — новые учебники»

сентябрь.
Библиотекарь.
4 Списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам (в том числе) оформление актов и изучение карточек октябрь

 

август

Библиотекарь.
5 Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведением итогов).

 

— разз в месяц с октября
Библиотекарь
6 -прием и обработка поступивших учебников:

а) оформление накладных,

б) запись в книгу суммарного учета,

в) штемпелевание,

г) оформление карточки,

 

Весь год
Библиотекарь
7 Работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнем учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования ).

-составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия — -подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся и их родителей

 

 

декабрь, январь
Библиотекарь

Работа с фондом художественной литературы

 

1 Обеспечение свободного доступа:

-к художественному фонду (для учащихся 1-4 классов, 5-8 классов);

-к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников).

·        Выдача изданий читателям.

·        Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.

·        Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.

·        Ведение работы по сохранности фонда.

·        Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей в читальный зал.

·        Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.

 

 

Весь год
Библиотекарь
2 Привлечение читателей в библиотеку. перерегистрация Весь год
Библиотекарь
3 Экскурсии в библиотеку 1-4 классов 1 четверть Кл. руководители, библиотекарь
4 Работа с задолжниками Весь год Библиотекарь
5 Оформление книжных выставок Весь год Библиотекарь
6 Проведение бесед с читателями о правилах пользования библиотекой Весь год Библиотекарь
7 Рекомендательные беседы  с читателем, при выдаче книг и беседы о прочитанном. Весь год
Библиотекарь
8 .

Комплектование фонда периодики

Оформление подписки на 2 полугодие — Оформление подписки на 1 полугодие –

— октябрь

 

 

 

апрель, май.

 

Библиотекарь

Массовая работа

 

1 Проведение мероприятий, связанных с памятными датами Весь год Библиотекарь
2 По плану школы участвовать в проведении предметных Олимпиад и декад Весь год Библиотекарь
3 Пропаганда библиотечно библиографических знаний путём проведения  библиотечных уроков Весь год Библиотекарь
4 Утренник «посвящение в читатели» декабрь Библиотекарь, Кл. руководители
5 Книжные выставки :

в историческом направлении (культура,политическая ситуация в стране, ко дню конституции, и.т.д.)

««Кыргызстан вчера и сегодня»

26 ноября –Всемирный день информации

«Книги юбиляры»

 

 

Весь год

Весь год

Весь год

 

Ноябрь-26

декабрь

 

Библиотекарь

Библиотекарь

Библиотекарь

 

 

библиотекарь

6 Организация и проведение мастер- классов по ремонту книг в 3-7 классах В течении года Библиотекарь учителя изо и художественного труда
7 Выпустить информационный билютень «Книги/произведения — юбиляры» декабрь библиотекарь

 

 

№ п\п Мероприятия Дата проведения Кто проводит
Духовно -нравственное и эстетическое воспитание
«Первый звонок»   выставка   6 сентября Библиотекарь
1. Книжная выставка «Тут живут книги» 12 Сентября

 

Библиотекарь
2 Библиотека –кладовая знаний новое знакомство с библиотекой. Экскурсия. 25 октября Библиотекарь, кл. рук. 5-6
3 «День открытых дверей» книжная выставка и экскурсии в библиотеку первоклассникам 27 февраля Библиотекарь, кл.рук
4 «Неделя детской книги»

23 апреля -всемирный день книги и защиты авторского права. Беседы. Выставка.

17 марта

Апрель-23

Библиотекарь, кл. рук
5. «Всемирный день ребёнка» — фотовыставка 17 ноября Библиотекарь, совет библ.
6 «День пожилых людей» -выставка

«5 октября Международный день учителя»

2 октября

Библиотекарь, кл.рук,
«Детские потешки»  праздник

1 апреля

Библиотекарь, кл. рук
7. «Новинки»- обзоры, выставки Весь год

(по мере поступления)

библиотекарь
13. Книжная выставка «Оглянись: СПИД!» 18 декабря Библиотекарь, мед. Работники  ШГ
14  Сменная выстовка детского рисунка: «Мои любимые книги» В течении года библиотекарь
И. Патриотическое воспитание «Кыргызстан -наш общий дом»
«Милая, добрая, нежная »- выставка детского рисунка

6 марта

Библиотекарь,

Учитель изо

«Международный день семьи» Выставка 15 мая Библиотекарь

кл. руков. библ.Баялинова,5-7

«Мы дети одной земли» Выставка (в течении года) библиотекарь,
 

«Салам, Нооруз» -беседы в классах, выставка.

 

18 Марта

 

 

Библ. Им. Баялинова,    7-е кл. , 8-е кл,      Кл. руководители

Выстовка: «Худой Мир- лучше войны» 15 сентября (День Мира) библиотекарь
III. О природе и экологии
«О братьях наших меньших», «Эти забавные животные» выстовка.

Цикл выставок: «Защита природы — долг человечества» «Это земля твоя и моя» -выставки

Выстовка «День воды»

 

 

 

4 октября

17 января

Месячник каф. Естественных наук. С 11

8 декабря

8 апреля

22 марта

Библиотекарь

Васильева О.В. Библиотекарь

 

 

 

 

IV. Пропаганда государственного языка
День государственного языка:

Книжная выставка, беседы, чтения.

23 Сентября  с  17  по23сентября

 

Кл. руководители, библиотекарь

учит. кырг. языка

V. Справочно-библиографическая и информационная работа
1. Искусство быть читателем, 23 апреля всемирный день книг и авторского права –беседа, выставка

Весёлая игра «Устный словарь»

Апрель

 

 

 

апрель

5-6 классы

библиотекарь

Книжные выставки:

«Русское народное творчество» «Учимся выбору книг» биб.урок

«По школьным программам»

Декабрь

Февраль

Сентябрь

 

 

 

 

Библиотекарь

 

2.     Выполнение справок:

·                адресно-библиографических Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний.

·                Знакомство с правилами пользования библиотекой.

·                Знакомство с расстановкой фонда.

·                Ознакомление со структурой и оформлением книги.

·                Овладение навыками работы со справочными изданиями.

§  Выполнение информационных и тематических справок.

 

Постоянно

 

Библиотекарь
3. Обновление выставок Постоянно Библиотекарь
4. Работа с новыми поступлениями(обработка, обзоры, выставки) По мере поступления

 

Библиотекарь, совет библ.
5. Работа с библиотекой Ч.Айтматова Постоянно

 

 

Библиотекарь. Библ.Ч.Айтматова
6. Беседы в библиотеке:

«Друзья мои — книги»

«Как читать книги»

«Как устроена  библиотека»

«Твои первые шаги в библиотеке»

 

Постоянно

Постоянно

Постоянно

 

 

 

Библиотекарь., совет библ.
7.

Проверка наличия учебников на уроках

В течении года Библиотекарь

Помошники библиотекаря

, помошникии кл. рук